Киевлянки, «накупившие» косметики на 10 тысяч
гривен, намерены судиться с фирмой, навязавшей женщинам потребительский
кредит в банке. Новый вид «добровольно-принудительного» кредитования
появился в Украине. Правда, приемы все те же: расчет на доверчивость
людей и их неодолимое стремление к пресловутой дармовщине.
Женщинам звонят, как правило, на мобильный телефон, приглашают на
бесплатную спа-процедуру и обещают молниеносный омолаживающий эффект. А в
реальности с помощью психологических манипуляций навязывают оформление
потребительского кредита на крупные суммы.
В редакцию пришли две жертвы таких «косметологов» — женщины
здравомыслящие, рассудительные, обе с высшим образованием (в том числе
юридическим) и рассказали, как их одурачили.
— Я пенсионерка, получаю крохотную пенсию и, чтобы свести концы с
концами, подрабатываю сиделкой возле больных стариков, — рассказала
Гельмадина Андрейченко. — Когда мне позвонили и предложили бесплатно
пройти косметологическую процедуру, я даже обрадовалась. Хотелось
расслабиться и забыть о проблемах.
К тому же подруга очень рекомендовала, сказала, что удовольствие
гарантировано. На вопрос, зачем приходить с паспортом, ведь такого
требования нет ни в одном спа-салоне, мне объяснили: салон, мол,
находится в помещении со строгой пропускной системой, и с помощью
паспортных данных легче отслеживать однократное прохождение процедуры.
Мне это показалось разумным.
Правда, я удивилась, почему девушка-косметолог нанесла мне маску на
половину лица, но она пояснила, что так будет заметнее моментальный
эффект от их чудодейственной косметики. Однако я сразу поняла, что эти
люди используют специальные методы воздействия на психику. Сейчас есть
много приемов — от нейролингвистического программирования до гипноза.
Сначала «косметолог», у которой, как мне показалось, не было ни
образования, ни знаний о косметике, работала очень близко от меня,
нажимала на определенные точки на голове и говорила определенные фразы.
Потом «обработку» продолжил директор, задавая вопросы, на которые помимо
воли отвечаешь «да»: понравилась ли вам процедура, вы хотели бы иметь
такую косметику, вежливо ли с вами обращались? И после трех моих
утвердительных ответов сразу же предложил купить чемоданчик с набором
косметики. В какой-то момент я потеряла над собой контроль — умом
понимала, что мною манипулируют, а встать и уйти уже не могла.
«Не надейтесь на свою рассудительность, а от греха подальше не ходите
на разные бесплатные процедуры», — с горечью говорит киевлянка Елена
Боровик, которая взяла кредит на сумму 10 тысяч 300 гривен
Дальше меня пригласили в другой кабинет и стали рассказывать: вам
несказанно повезло, ведь выплатить за косметику можно в рассрочку. Слово
«кредит» даже не прозвучало! Все было настолько стремительно, что я
никак не могла сосредоточиться. Пыталась прочесть условия договора, но
не могла вчитываться в мелкий шрифт — очки оставила дома. Сзади стоял
мужчина, который постоянно меня отвлекал, показывая тюбики с косметикой и
перечисляя ее достоинства, — словно пытался оглушить потоком
информации.
Как потом оказалось, именно этот мужчина и был представителем банка!
Помню только, как девушка протягивает бумаги и, не давая мне опомниться,
говорит: «Подпишите здесь и теперь вот здесь». А я при этом думала:
«Что же я делаю?!». В итоге я подписала договор купли-продажи косметики
на семь тысяч гривен и потребительский кредит, который вместе с
процентами выливался в сумму свыше 10 тысяч гривен.
И вот я уже стою с черным чемоданчиком, полным ненужной мне
косметики. В себя пришла только на следующий день. Увидев, что некоторые
тюбики вскрыты, решила сдать продукцию. Мне отказали, но предложили
работу в колл-центре фирмы. Причем в такой форме, будто осчастливили.
При этом я не подавала заявления о приеме на работу и ни разу не
расписывалась в ведомостях о зарплате.
Мне вручили распечатку так называемой «Говорилки по холодной базе» —
образец текста, который надо говорить возможному клиенту во время
звонка: обещать бесплатную омолаживающую спа-процедуру для лица, эффект
от которой заметен сразу же. Можно прийти в салон самому или к человеку
приедет «косметолог» прямо на дом! А номера телефонов мне дали из базы
компании, которая недавно продавала в Киеве супер-пылесосы по пять тысяч
долларов.
Гельмадина Андрейченко оставила в редакции образец «говорилки» и один
из бланков с названием торговой марки пылесоса, распространявшегося
исключительно агентами сетевого маркетинга. Бланк представляет собой
мини-досье на потенциального клиента, в котором указано, по чьей
рекомендации следует звонить, какой агент «уговорил», есть даже дата
встречи с клиентом, его полные данные, номера телефонов, адрес, состав
семьи, количество комнат в квартире и даже наличие в доме животных. В
примечаниях значится, что семья состоит из двух пенсионеров. И самое
потрясающее: адрес в бланке — того же офиса «пылесосников», который
теперь занимают «косметологи». То есть у пенсионеров теперь будут
выманивать деньги за дешевую и некачественную косметику.
По утверждению успевшей какое-то время поработать в этой странной
фирме Гельмадины Андрейченко, дела шли прекрасно, и фирма даже
собиралась расширяться: открыла два новых офиса в спальных районах Киева
и несколько филиалов по Украине. Пенсионерка видела женщин, которые
прямо в офисе оставляли по 10 тысяч гривен наличными и уходили с черными
кейсами. Но большинство жертв мошенников все-таки оформляли кредит.
Как только Андрейченко начала задавать неудобные вопросы, ее сразу же
уволили из фирмы. Тогда женщина нашла в интернете сайт, на котором
объединились пострадавшие от этой фирмы из России и Украины, созвонилась
с еще одной жертвой аферистов киевлянкой Еленой Боровик, подписавшей
потребительский кредит за косметику на сумму 10 тысяч 300 гривен.
— У меня была такая же процедура, но лично мне сразу же бросилось в
глаза, что квартира совершенно не приспособлена под спа-салон, —
вспоминает Елена Боровик. — Когда я захотела после процедуры умыться,
оказалось, что на весь спа-салон только один умывальник, да и тот в
туалете! А ведь само название «спа» — аббревиатура от латинского «Sanus
per Aquam», что в переводе с латыни означает «здоровье с помощью воды».
Еще я заметила, что в кабинете стоит видеокамера. Как оказалось
впоследствии, изображение с этой камеры выводится на большой экран в
кабинете директора. За клиентом и сотрудниками салона ведут непрерывное
наблюдение и фиксируют все разговоры.
...Когда на следующий день после «процедуры» я пришла в себя, то
позвонила в Международную аптеку Израиля, и спросила, знакома ли им
такая-то косметика? Фармацевт не был готов ответить, но перезвонил через
несколько дней сам, и сообщил, что эта косметика профессиональная, хотя
в Израиле она распространяется только в массажных салонах, медицинских
центрах и салонах красоты. Но у этой фирмы нет права продавать свой
товар в обычных магазинах.
— Я позвонила в израильский медицинский центр косметологии и узнала,
что о такой косметике и они не слышали, — продолжает Елена Боровик. — А
когда нашла в интернете отзывы, то расплакалась. Женщины из Киева,
Москвы, Санкт-Петербурга, Краснодара, Ростова-на-Дону и других городов
писали, что это очередной лохотрон. Я даже дозвонилась в службу
общественного контроля по защите прав потребителей Москвы. Но там
отказались дать телефоны пострадавших.
На следующий день я приехала в банк, чтобы расторгнуть кредитный
договор, и попросила позвать мне представителя банка, который при
подписании документа в «спа- салоне» не присутствовал. Мне ответили, что
его сейчас нет на месте, а заявление о том, что я хочу расторгнуть
договор на потребительский кредит, не приняли, ссылаясь на постановление
Кабинета министров, которым утвержден перечень товаров надлежащего
качества, не подлежащих обмену и возврату. Косметика входит в этот
перечень.
Поскольку в «спа-салоне» отказались принимать у меня злосчастный
чемоданчик, чтобы я не успела этого сделать в 14-дневный срок, я стала
штудировать закон о защите прав потребителей и нашла там пункт, согласно
которому позволяется вернуть товар продавцу в присутствии представителя
правоохранительных органов или управления защиты прав потребителя. Но
особой поддержки и рвения чиновников я не ощутила. Пришлось написать
заявления и ждать ответы.
Киевлянка самостоятельно провела настоящее расследование. Пообщавшись
по скайпу с косметологами в Тель-Авиве и Иерусалиме, узнала, что такая
косметика существует, но она очень дешевая. Город, в котором якобы ее
производят, на самом деле оказался торговой маркой, под которой
выпускают... крем для обуви.
А на косметике из чемоданчика Елены почему-то написано, что эта
продукция сделана в Китае. Однако непонятно, это китайская подделка под
дешевый израильский продукт или все-таки легальный товар. В Украину же
косметика попала через представителя в Днепропетровске. В институте,
выдавшем заключение к выводу государственной санэпидэкспертизы, Елене
заявили, что с частными лицами, даже если они пострадали и хотят
провести экспертизу купленного товара, их учреждение не работает. Мол,
пусть этим занимается милиция.
— В милиции и в прокуратуре заявили, что раз я сама подписала договор
о купле-продаже и кредитный договор, значит, понимала, что делаю, — с
горечью объяснила Елена Боровик. — А то, что это было сделано под
психологическим давлением и гипнотическим прессингом, никого не
интересовало. Но заявление у меня все же вынуждены были принять. Я
просила сделать контрольную закупку, провести проверку и возбудить
уголовное дело по факту мошенничества. В банке мое заявление на
расторжение договора о кредите скрепя сердце приняли аж на пятый день
после подписания договора и лишь после моих очень настойчивых
требований.
— Хорошо бы, чтобы правоохранители поинтересовались, как в
Днепропетровске китайский товар стал израильским и как он прошел
таможенный контроль на нашей границе, — рассуждает Елена Боровик. —
Почему у продавцов нет документов производителя о качестве товара?
Проводились ли клинические испытания продукции? Все эти вопросы должны
были бы задать чиновники, выдававшие разрешения сомнительной фирме. Но
самое ужасное, что людей продолжают безнаказанно обманывать! Если вас
пригласят в «спа-салон» на Оболони на улице Раисы Окипной, или в
центральный офис на улице Маршала Тимошенко, лучше не надейтесь на свою
рассудительность, а от греха подальше не ходите на такие бесплатные
процедуры!
На сайте, где такие же пострадавшие обсуждали эту ситуацию, я
оставила свой номер мобильного телефона. И мне начали звонить киевлянки —
обратились 13 жертв этих мошенников. Каждая написала свое заявление во
все инстанции. Хотя некоторые все же выплатили деньги по кредиту, не
выдержав звонков из банка с угрозами.
На множественные запросы и заявления пострадавших от «косметологов»
начали поступать формальные ответы. Так, Днепровская районная
санэпидстанция написала, что при обследовании офиса указанной фирмы 7
июля были выявлены нарушения санитарно-гигиенических требований, и
гендиректор фирмы оштрафована. Судя по всему, никто не собирается
закрывать спа-салон, в котором единственный умывальник находится в
туалете, а у сотрудников заведения нет ни санитарных книжек, ни
соответствующего образования.
Из главного управления по защите прав потребителей при Киевской
госгорадминистрации пришел ответ о том, что в ходе проверки фирмы были
выявлены такие нарушения: отсутствие доступной, достоверной и
своевременной информации о товаре, на тюбиках не указан срок
изготовления и годности товара, инструкция по его использованию на
недоступном для потребителя языке. Не было у фирмы документов,
свидетельствующих о качестве и безопасности товара, который не
соответствует требованиям нормативных документов (ДСТУ 5010:2008
«Продукция парфюмерно-косметическая»).
На фасаде торгового объекта отсутствует вывеска с обозначенным
наименованием субъекта хозяйствования и информацией о режиме работы. Во
время проверки юрист фирмы не смог предоставить разрешение на начало
работ, выданное санэпидстанцией.
За эти нарушения руководитель указанного предприятия будет привлечен к
административной ответственности. А Елене Боровик рекомендовали
обратиться в суд.
Из банка Елене Боровик тоже пришел ответ о том, что она могла бы
расторгнуть договор, если бы подала заявление в течение 14 дней (что
женщина, собственно говоря, и сделала, но с пятой попытки), и вернуть
либо деньги, либо товар и оплатить проценты за период пользования
кредитом. Но ведь товар у Елены принимать отказались! И последняя
издевательская капелька на натянутую, как струна, нервную систему
кредитора: в заключительном абзаце ответа из банка жирным выделена
информация о том, что на счету по погашению кредита пока что нет денег,
стало быть, всегда можно позвонить и узнать, как можно рассчитаться с
банком.
Похоже, не впечатлила чиновников и справка от еще одной пострадавшей
Ольги Киселевой, выданная центром медицины «Адонис+». Пациентка
обратилась с жалобами на сыпь на лице после использования все той же
псевдоизраильской косметики. Женщине поставлен диагноз
контактно-аллергический дерматит и назначено лечение.
Зато указанная фирма, будто узнав каким-то чудесным образом о своих
слабых местах, получила от санэпидслужбы Оболонского района вывод «на
непродовольственную торговлю». Теперь офис на улице Тимошенко стал
«выставкой-продажей с демонстрацией косметических средств».
— При всей пассивности чиновников, нам все же удалось 28 июля вернуть
свои злосчастные кейсы продавцам, — рассказала Елена Боровик. — Правда,
пока только восьмерым жертвам банковских махинаций. Взамен чемоданов
продавцы потребовали от каждой женщины расписку в том, что никаких
претензий к фирме они не имеют. В таком случае продавцы обязуются
перечислить банку деньги за сам товар, а вот проценты за время
пользования потребительским кредитом и пеню должны оплатить покупатели. В
итоге женщины остались должны банку более трех тысяч гривен.
Пострадавшие не собираются сдаваться и намерены судиться с банком и
фирмой-продавцом. В редакции есть копии всех заявлений Елены Боровик и
других пострадавших в милицию, прокуратуру, районные санэпидстанции и
управления по делам защиты прав потребителей, ответы чиновников, а также
упомянутые в материале документы, в том числе и якобы подтверждающие
безопасность, качество и законность продаваемой ими косметики в Украине.
Ирина РЫБИНСКАЯ