Скоро отечественные суды пополнятся еще семью
сотнями новых судей — по правилам, установленным регионалами в 2010-2011
гг. Правда, прошлогодний набор новых вершителей правосудия,
сопровождавшийся непрерывными конфликтами, противостояниями и скандалами
среди юридических групп влияния нынешней власти, открыл глаза на
многое.
По крайней мере, стало предельно четко понятно, являются ли назначения
судей сверхприбыльным бизнесом и может ли сегодня достойный, но
«случайный» человек претендовать на судейскую мантию.
В четверг состоялось заседание Высшей квалификационной комиссии судей
(ВККС), на котором было сообщено о проведении нового отбора кандидатов в
судьи на первый пятилетний срок. Глава ВККС Игорь Самсин
спрогнозировал, что количество вакантных мест в судах составит 724
вакансии. Заявления кандидатов, желающих принять участие в данном
отборе, будут приниматься в ВККС с 4 по 27 апреля.
Не секрет, что процедура, согласно которой человек обретает судейскую
мантию и право отправлять правосудие, является краеугольным камнем
фактически любой судебной системы, в том числе — украинской. Ведь люди,
которые сегодня становятся судьями, будут фактически на десятки лет
вперед определять и фиксировать традиции работы украинских судов.
Благодаря этому конфигурация процедуры назначения судей (равно как и
участвующие в ней лица и органы государственной власти) может многое
рассказать об истинном положении дел в наших судах.
В этой связи неудивительно, что в конце 2010 г. провластную
юридическую элиту сотрясал мощный конфликт, связанный, грубо говоря,
именно с определением количества и размеров долевых участий в процедуре
назначения новых судей. При этом на текущий момент данный конфликт
является, по всей видимости, крупнейшим и напряженнейшим среди тех, что
имели место среди ведущих юристов из команды президента Виктора
Януковича за последние годы.
Суть проблемы фактически напрямую проистекает из президентской
судебной реформы, т.е. из нового закона о судоустройстве и статусе
судей, проведенного через парламент в кратчайшие сроки и принятого летом
2010 г. Ранее «і» неоднократно писали, что как до принятия реформы, так
и после этого были весьма очевидны три его базовые цели.
Во-первых, благодаря новому закону регионалам удалось свести к нулю
влияние соперников в судах. Во-вторых, юридическая команда действующей
власти установила контроль за всеми стержневыми для судов кадровыми и
финансовыми процедурами. В-третьих, юридические группы в стане Партии
регионов распределили между собой сферы влияния в судебно-юридическом
мире.
И процедура назначения судей на первый пятилетний срок стала,
кажется, красноречивой иллюстрацией для всех этих процессов. Точку
отсчета в недоразумении провластных юристов следует, вероятно, вести от
заявления главы парламентского комитета по правосудию Сергея Кивалова,
что с момента вступления в силу закона о судоустройстве и статусе судей
никто в Украине не может стать судьей без получения специального
судейского образования. Поскольку такое образование в Украине могут дать
только два вуза, в одном из которых господин Кивалов является почетным
президентом, то данное заявление вызвало вопросы у других серьезных
провластных юристов.
По некоторым данным, против трактовки Сергея Кивалова выступили
советник президента Андрей Портнов и министр юстиции Александр
Лавринович. Причем выступили настолько серьезно, что это, по мнению ряда
источников «і», вполне могло поколебать политические позиции господина
Кивалова в Партии регионов.
К концу осени ситуация накалилась до такой степени, что в роли
арбитра вынужден был выступить непосредственно Виктор Янукович. При
участии главы государства юристы-регионалы в итоге смогли достичь
устраивающего всех компромисса, которым, собственно, и является нынешний
формат процедуры назначения судей на первый пятилетний срок. И в январе
2011 г. Верховная Рада поддержала соответствующий законопроект.
В дальнейшем страсти заметно поутихли, но в течение всего 2011 г.
непрерывно утрясались детали процедуры назначения судей на первый
пятилетний срок, в том числе — в отношении организации и проведения
тестирования и квалификационного экзамена для кандидатов. А ближе к
концу 2011 г. на первый план, кажется, и вовсе вышел конфликт между
Высшим советом юстиции (ВСЮ) и ВККС. Недоразумение между этими органами,
вероятно, было связано с тем, кто из них все-таки главнее в процедуре
назначения судей и, соответственно, чье слово должно быть в ней
последним. Напомним, что во главе ВСЮ стоит Владимир Колесниченко — один
из ближайших соратников Сергея Кивалова. В то же время к Игорю Самсину с
уважением и симпатией относится Андрей Портнов.
В этой связи не так уж и тяжело предположить, что из себя будет
представлять нынешний и любой другой отбор кандидатов на должности судей
в рамках первого пятилетнего срока. По крайней мере, кто именно и в
каком объеме получит выгоды от всех этих процессов, можно понять и без
сложных умозаключений. Но при таких обстоятельствах для подавляющего
большинства украинских граждан становится наиболее актуальным совершенно
другой вопрос: можно ли в таких условиях вообще считать отечественные
суды судами, а судей — судьями? Правда, верный ответ и на этот вопрос
особых сложностей не предвещает.
Андрей УМАНЕЦ